Главная » 2011 » Сентябрь » 19 » Виды музыкально-театрального искусства
02:46
Виды музыкально-театрального искусства
Опера -  вид музыкально-театрального искусства, которое включает в себя  драматическое действие, пение, танец, сопровождается оркестровой музыкой и дополняется декоративным оформлением. Возникла она в Италии на рубеже 16-17 веков.
В опере не говорят, а поют. Пение – основная часть этого искусства.
Оперное произведение это совокупность сольных эпизодов - арий, дуэтов, трио, квартетов, ариозо, речитативов, а также ансамблей, хоров, балетных сцен.
Важное место в  ней занимает хоровое пение. В некоторых операх оно играет ведущую роль. Хор может быть как фоном, не связанным с основной сюжетной линией, так и рассказчиком сюжета. Его художественные возможности помогают  раскрыть картины народной жизни,  показать взаимоотношения героя и народных масс. Примером этого являются выдающиеся оперы-драмы Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина».
Опера делится на акты и картины, сцены и номера. В начале ее, перед актами, бывает пролог, в конце - эпилог.
Большая роль отведена в опере оркестру. Он выполняет многообразную комментирующую и обобщающую роль, доводя её до наивысшей точки напряжения


Балет - вид сценического, музыкально-театрального искусства, основными выразительными средствами которого являются музыкатанец. В балетном спектакле сюжет, взаимоотношения выражаются посредством танца, движения, пантомимы.
В балете есть три основных составляющих: солисты, кордебалет, который представляет группа танцоров, и оркестр. В основе балета лежит какое-либо литературное произведение, по которому пишется сценарий – либретто. Автор перерабатывает произведение, внося в него некоторые коррективы, не нарушая смысла и сохраняя всех героев. Затем композитор пишет музыку, постановщик-балетмейстер ставит танцы. 
Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец, а так же пантомима, посредством которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой.
Значительной частью балетного спектакля являются костюмы и декорации. Они не только украшают его, но и помогают зрителю различать и узнавать в актерах героев представления.
В современном балете широко используются элементы гимнастики и акробатики. В виде танцевальных сцен он иногда является частью оперы.

Дополнительно: История балета в Саратове

Опере́тта - вид музыкального театра, в переводе с итальянского означает - маленькая опера.
Оперетта носит легкий, развлекательный характер, поэтому ее еще называют музыкальной комедией. В ней превосходно сочетаются вокальная, инструментальная музыка, оркестровые фрагменты, разговорные эпизоды, танец. Сюжет в оперетте как правило комический, музыкальные номера короче, чем в опере.
Становление оперетты связано с Францией. Официальным днем рождения считается 5 июля 1855. В этот день Ж.Оффенбах  открыл свой маленький театр на Елисейских полях – «Буфф-Паризьен». Лучшие французские оперетты связаны с его именем. 
В 60-е годы  XIX века возникла опереточная школа в Вене в Австрии. Она так и называется - венская оперетта. Три блистательных имени: Штраус, Легар, Кальман – прославили эту школу.
Эти традиции продолжили венгерские композиторы Имре Кальман, Франц Легар.
Много оперетт создано советскими композиторами. Основоположниками считаются композиторы Н. Стрельников и И. Дунаевский.
В этом же жанре работали прославленные композиторы Б.Алексендров, Д.Кабалевский, Д.Шостакович, Т.Хренников, А.Эшпай и мн.др.
В наше время, все большую популярность завоевывает разновидность оперетты – мюзикл.


Мю́зикл – вид музыкального театра, в котором соединяются диалоги, песни, музыка, танцы. Работа над спектаклем начинается с написания пьесы. Сюжет, чаще всего, берется из известных литературных произведений мировой драматургии и воплощается в жизнь режиссером-постановщиком, балетмейстером, специалистами по пению, постановщиками спецэффектов и др. По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактный спектакль. Постановка вокала или пластики в нем не такие, как в классических музыкальных жанрах: голоса не должны звучать "по оперному", а танец - выглядеть "балетным". Речь, мимика, пластика, танец - подчинены единой линии  сценического  поведения.
Мюзикл сформировался в США в начале ХХ века и долгое время считался чисто американским видом музыкально-сценического представления. Было создано огромное количество всемирно известных театральных постановок – например, бродвейские мюзиклы:  "Звуки музыки", "Порги и бес", "Вестсайдская история", "Хелло, Долли! ", "Иисус Христос – Суперзвезда", "Моя прекрасная леди" и другие.
Основоположником русского мюзикла можно назвать  рок-оперу "Орфей и Эвридика", которая до сих пор идет на сцене Санкт-Петербургского театра «Рок-опера».  "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", "Юнона и Авось" - входят в золотой фонд театра Ленкома в Москве. Но все-таки мода на мюзикл в Россию пришла в 1999 году, когда на сцене театра "Московская оперетта" состоялась российская премьера "Метро". Затем были "Губы", "Нотр Дам де Пари", "Иствикские ведьмы", "Кошки", "Мама Мия", "Красавица и Чудовище" и др. Первым российским мюзиклом мирового класса  стал  "Норд-Ост".

Водевиль - веселая комедийная, музыкальная  пьеса с занимательной интригой. Возник и сформировался он во Франции в ХVI веке. В 1792 году в Париже открылся специальный театр «Водевиль», а за ним и другие.
В России водевиль появился в начале XIX века, как жанр, развивающийся на основе комической оперы. Это музыкальная пьеса, как правило - одноактная. В ее основе - веселые приключения, песенки-куплеты, танцы, переодевания, где живут любовь, благородство и доброта, побеждающие зло.
Зачастую театральные постановки начинались после веселого водевиля. Сейчас водевили тех лет уже не увидишь на сцене. До наших дней дошел особенно известный -  «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского, который впоследствии был поставлен на телевидении. Молоденькая дочка старого актера мечтает о сцене, о том, чтобы стать артисткой. Но у отца другие планы: выдать дочь замуж за богатого старика. Дочь и слышать об этом не хочет, но отец настаивает: отцовская воля — закон! Тогда дочка, сговорившись с подругой, решает провести и старика отца, и старика жениха. Девушки разыгрывают маленький спектакль, построенный на смешных выдумках и хитростях, и в конце концов добиваются своего. Дело оканчивается пляской и пением куплетов. Таков характерный сюжет русского водевиля. Сотни таких пьес шло вечерами на подмостках всех театров России в прошлом веке.

Категория: В дополнение к уроку | Просмотров: 4587 | Добавил: aner7607
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Яндекс.Метрика