Главная » Статьи » Музыка в школе

Обогащение духовного мира школьников средствами музыки

Урок иль Музыка? Урок или Искусство?

Что главное здесь – знанья иль душа?

Чтоб развивать эмоции и чувства,

В союзе с музыкой  иду я  неспеша.

Ребенок в мир искусства входит.

Пройти он должен путь творца:

Создать известные шедевры с нуля,

С начала до конца.

Поразмышлять и осознать,

Прожить, пропеть и воссоздать.

Все это в сумме, как ведется,

Уроком Музыки зовется.

В современном российском образовании отмечаются сложные и противоречивые процессы: классическая модель, в основе которой лежала концепция усвоения знаний умений и навыков, себя исчерпала; требования гуманизации образования приходят в противоречие с требованиями стандартов, ограничивающими воспитательный потенциал образования. Переизбыток информации, дефицит человечности и одухотворенности получаемого знания ведут к утрате школьниками интереса к обучению, снижению уровня  нравственного здоровья, отсутствию у школьников необходимых средств защиты против деструктурного влияния социокультурной среды.

В связи с этим,  перед нами встает задача формирования творческой, физически и нравственно здоровой личности, умеющей адаптироваться в меняющихся социальных условиях. Адаптация учащихся к жизни в современном обществе является концептуальной идеей программы развития средней школы №8 г. Новоузенска, в которой я работаю..

Одной из целей Программы развития школы является усиление воспитательной функции образования, для решения которой ставится задача художественно-творческого и духовно-нравственного развития личности школьника. Решению этой задачи способствует и моя работа по обогащению духовного мира школьников.

При этом я опираюсь на концепцию Д.Б. Кабалевского,  который отстаивал позиции преподавания музыки как вида искусства, т.е. результата творческого отображения действительности в художественных образах. Он говорил: « Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, т.е. вырабатывать в них стремление к самостоятельному  мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремлению создать что-то свое, новое, лучшее»

Анализируя проблемы в системе художественно- эстетического образования в школе, я выделяю ряд объективных и субъективных проблем, непосредственно связанных с обучением музыке :

- Снижение интереса к классическому искусству, с одной стороны, а с другой  повышение интереса к массовой культуре, которая зачастую не отвечает образовательным и воспитательным целям обучения;

- сложные межличностные отношения, затрудняющие общение учащихся при выполнении творческих заданий и снижающие эффективность обучения;

- падение уровня чувственного восприятия искусства из-за интенсивной интеллектуальной деятельности учащихся (особенно на 5-6 уроке), приводящего  к ухудшению психоэмоционального и соматического здоровья детей.;

- нестабильности эмоционального фона, вызванная изменениями, происходящими в подростковом возрасте

 Возникающие передо мной вопросы: как сохранить и развить интерес к музыкальному искусству, как развить способность к самовыражению в искусстве, как научить понимать музыку и размышлять о  её влиянии на различные сферы жизнедеятельности человека?- побудили заняться исследованием приемов и методов, направленных на развитие духовно-творческого потенциала личности. Мною было сделано предположение, что уроки музыки будут способствовать обогащению духовного мира школьников, их познанию себя и мира в целом при систематической и последовательной работе по  развитию творческих способностей учащихся на основе использования современных приемов и методов.

На основе этой идеи была обозначена моя цель: Создание   условий   для   развития духовно- творческого  потенциала личности  школьника.

Для достижения этой цели были выдвинуты задачи:

—  изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;

—  провести диагностику среди учащихся на выявление уровня эмоциональной отзывчивости;

—  осуществить отбор технологий, методов и приемов работы по развитию творческих способностей;

—  определить способы диагностики и показатели достижения результатов.

 

Актуальность проблемы развития творческих способностей на уроке музыки обусловлена тем, что в настоящее время в условиях гуманизации образования основной акцент ставится на личностно-ориентированный подход, в основе которого лежит развитие индивидуальных способностей учащихся.

В массовом музыкальном воспитании проблема развития творческих способностей неоднозначна, многоаспектна. Изучение методических трудов, научных положений и разработок Н.А. Ветлугиной, О.А. Апраксиной, Терентьевой, Ю. Алиева,Сергеевой и Критской позволяет сделать вывод о том, что до сих пор отсутствует единая методика формирования и развития музыкально-творческих способностей учащихся, их устремлений к музыкально-творческой деятельности. Сформировать творческую активность в каждом ученике, когда в классе 25 учащихся за один час в неделю, конечно невозможно.

Какие же пути решения этой проблемы в процессе общения с музыкой можно обозначить?

Во-первых, необходимо заметить, что обогащение духовного мира школьников во многом зависит от уровня развития эмоциональной сферы личности. Добиться положительных результатов в развитии творческих способностей   учащихся возможно лишь при создании необходимого положительного эмоционального настроя на творчество. Важно поддерживать на уроке доброжелательную атмосферу и создавать ситуацию успеха.

Созданию психологического комфорта, положительного настроя на уроке, развитию эмоционально-волевой сферы личности, коррекции негативных эмоциональных состояний способствует использование мною элементов арт-педагогики, сочетающей в себе арт-терапию и обучение.

Пришла к убеждению, что АРТ-педагогика имеет мощный потенциал, активизация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу развития личности, организации и реализации совместной  эмоционально-художественной деятельности педагога и учащихся.

Использование методов музыкальной терапии предусматривает целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (Прослушивание музыки, индивидуальное и групповое музицирование).

Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться и хоровое пение, т.е вокалотерапия.  Исполнение разных по эмоциональному строю песен, инструментальных отрывков, отдельных звуков благотворно воздействует на внутренние органы, это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и самовыражения.

Немаловажное значение в своей работе придаю использованию дыхательной гимнастики Г.П. Стрельниковой, которая позволяет добиться эмоциональной разрядки, снятию внутренних зажимов и оказывает благотворное воздействие на весь организм.

Чтобы добиться эмоциональной разрядки, снять утомление на уроке применяю музыкально-ритмические упражнения, которые рассматриваю и как  метод ритмотерапии и как возможность творческого самовыражения. Естественной системой интегративной арт-терапии является русский фольклор. Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу , художественно-образное ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, в том числе и в инсценировании русских народных песен, исполнение сопровождается характерными движениями, мимикой, жестами, звучанием народных инструментов.

Современных подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Поэтому мною используются нестандартные формы уроков: урок-дискуссия, урок-состязание, урок-музыкальная викторина, урок-кроссворд, а также различные творческие задания, направленные на развитие мышления, целостного восприятия музыкального произведения.

Примерами могут служить задания, направленные на перевод одного художественного ряда в другой. Например, цветовое, графическое моделирование.

Задания, направленные на развитие ассоциативного мышления, овладения навыками сравнительного анализа посредством рассуждения. 

- постороение заданий от частного к общему, помогающие ребенку, отталкиваясь от конкретного аспекта темы прийти к осмыслению её художественной целостности.

Для формирования у учащихся целостного восприятия музыкального произведения я использую ролевую игру «Художники — декораторы».
В начальных классах это задание предлагается в отношении небольшого вокального, программного произведения и способы выполнения тщательно обговариваются. В старших классах художники — декораторы выполняют функцию оформителей шоу-программ современной эстрадной музыки или декорации к опере, классическому концерту.

 Следующий прием — «Экспрессивное выражение эмоционального состояния»
Начиная с первых уроков музыки, учащиеся используют двигательные упражнения с целью передачи выразительных средств музыки: так вокализируя мелодию, они показывают ее направление жестом. Можно ввести в содержание уроков навык дирижерского жеста учащимися и посмотреть, насколько чутко реагирует класс на характер дирижерского жеста.

Следующий творческий прием, который можно использовать уже на вводном в тему уроке. Это «Логическая цепочка», нацеленная на установление ассоциативного перехода четыре пять этапов от одного исходного понятия к другому. Можно упростить задание и использовать прием «Пропущенное слово». Это задание можно выполнить как устно, так и письменно. Оно активно способствует развитию мышления в процессе поиска ассоциативных связей.
 Следующий творческий прием Ситуация «Я — психолог». Почти каждый ребенок считать себя знатоком людских характеров, психологом. Попросите его дать словестный портрет товарища, и он это сделает легко и достаточно точно.
Я предлагаю учащимся на время роль «психолога» и даю возможность через прослушивание одного или ряда произведений  рассказать о композиторе — человеке, которого они никогда не видели, не знали, но который оставил им «звуковое письмо» о себе и о своем времени.
Последний прием, заслуживающий внимания в контексте задачи творческого развития, обеспечивает способность к открытию образного видения слова. Выполняя это задание, ребята ищут в себе творца, проявляют неповторимость личности, реализуют духовный потенциал. Эти задания учат думать, ощущать, открывают новый смысл, казалось бы, давно знакомых слов, причем не только интеллектуально, но и реально, через создание пластического образа.
Все выше перечисленные приемы используются в тесном «сплетении». Один и тот же прием в контексте урока может решать сразу несколько задач, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Общение с музыкальным искусством через подобного рода приемы дает возможность каждому занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.
Творческие задания позволяют опираться на субъективный опыт ребенка и вполне созвучны с концепцией личностно-ориентированного образования.

Осуществить все приемы и методы, направленные на  развитие творчества учащихся в отведенное для музыкальных занятий время мне удается благодаря принципу: максимум результата при минимуме материала. Одна долговременная стратегическая цель достигается постепенно, причем каждая тактическая задача каждого этапа непременно предполагает включение достигнутого ранее. Так, придуманные рифмы превращаются в структурные опоры стихотворения, оно-вытекает в песни, та же подтекстовая мелодия влечет за собой аккомпанемент, полученное многоголосие превращается в вокально-оркестровую партитуру, в которую вводятся простейшие музыкальные шумовые инструменты.

Вопрос развития творческих способностей школьников и художественно-творческого восприятия находит отражение и во внеурочной деятельности.

Для ребят, проявляющих интерес к музыке и вокальному исполнительству мною был организован кружок «ДО-Ми-Солька», где ребята овладевают сценическими и исполнительскими навыками. Воспитанники вокального кружка являются активными участниками школьных и городских праздников, районных конкурсов.

Сделать музыкальную деятельность детей творческой, насыщенной и результативной позволяет связь с народной культурой и традициями. Несколько лет назад в рамках кружковой работы я организовала фольклорный ансамбль «Перезвон». В его деятельности принимают участие ученики 4-8 классов (37 чел). Необходимость комплексного изучения народных традиций определила разработку программы дополнительного образования детей «Народная культура». В процессе реализации программы происходит знакомство школьников  с культурными традициями русского народа, с особенностями его музыкального творчества. Дети получают знания и навыки, необходимые для исполнения народных песен, участия в музыкально-театрализованных представлениях, обрядовых действиях и праздниках.

В процессе музыкального исполнительства создается благоприятный психологический климат, способствующий развитию индивидуальных и коллективных качеств, образуется развивающая среда для проявления творческой активности детей.

 Обогащение  духовного мира школьников  связано с необходимостью создания условий живого общения с музыкой. С этой целью я решила использовать возможности современных компьютерных технологий и интернета. В созданном мною блоге «Завалинка» ребята получили возможность  слушать музыку , знакомиться с творчеством композиторов и исполнителей, расширять свой кругозор, обмениваться мнениями, устраивать общение по поводу музыкальных произведений, а на сайте «Мелодика» ребята могут самостоятельно развивать свои музыкальные способности с помощью музыкальных флеш-игр, проити тестирование, вывить свой уровень развития творческих способностей.

 Данные формы и методы играют значительную роль в развитии художественно-творческого восприятия учащихся, позволяют обогащать их внутренний духовный мир, мысли и чувства. Это подтверждают и результаты диагностики.  Анализ  уровня эмоционального состояния  школьников до и после занятий выявил заметное увеличение количества детей, находящихся в хорошем, бодром расположении духа и снижение числа учащихся , находящихся в плохом настроении, что свидетельствует о результативности работы.

Показателем высокой творческой активности  являются и  результаты творческих конкурсов, например областного фольклорно-этнографического конкурса «Рождественский встречи», проходившего в январе этого года,где младшая группа ансамбля «Перезвон» заняла 3 место.

 Являясь руководителем районного методического объединения учителей музыки мною распространяется опыт не только на заседанияхметодического объединения, но и в сети интернет. Создан сайт нашего районного методического объединения учителей музыки «Созвучие», на котором мы с коллегами размещаем мет. Материалы, разработки уроков, обмениваемся опытом.

Кроме того, мы принимаем участие в работе сетевых образовательных сообществ «Открытый класс» «Сеть творческих учителей», международного методического объединения  учителей музыки «Созвездие Ориона», где так же делимся своим опытом.

В заключение хочу сказать, что музыка играет огромную роль в становлении личности ребенка, обогащении его духовного мира и способствует самопознанию себя и мира в целом. Подтверждением этому является высказывание крупного общественного деятеля, скрипача, профессора Драматического института Стокгольма и Высшей школы бизнеса Скандинавии, Михаила Казиника, « Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой.  Ибо музыка - пища для мозга, в структурах музыки скрыты все последующие научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и Планк у рояля - не случайность, не прихоть, а Божественная необходимость".

Категория: Музыка в школе | Добавил: aner7607 (31.03.2011)
Просмотров: 3636

Яндекс.Метрика