Главная » Статьи » Опера » Оперные певцы |
Любовь к ней со стороны украинского слушателя находится вне времени: ее неизменно помнят и чтят, хотя в течение последних лет нам не так уж часто доводилось видеть Беллу Андреевну на сценах украинских театров. А ведь наши театралы в свое время приходили в восторг от ее Виолетты, Лючии, Розины, Венеры. В ее биографии почти все связано с Украиной — она родилась в шахтерской семье в городе Антрацит Луганской области. Ее отец — Андрей Макарович — был стахановцем, и ему за высокие достижения в работе дали рекомендацию на учебу в Киевский политехнический институт. Вернулся Андрей Макарович на шахту уже инженером. Мама Беллы — Екатерина Ивановна — работала учетчиком и заочно училась в медицинском училище. Потом дочка вспоминала: «По душевному складу мама была настоящей сестрой милосердия». Эта профессия и привела ее на фронт. В военном госпитале в Фергане, куда Белла приехала вместе с мамой, девочка начала петь для раненых «взрослые» песни о верности и победе. Слушатели вызывали юную певицу на «сцену» еще и еще… Это были первые сольные выступления будущей артистки. Из эвакуации возвращались домой долго. Иногда неделями стояли на разрушенных войной станциях. Сначала поселились в Сумах, но фронтовое ранение Екатерины Ивановны давало о себе знать. Врачи посоветовали сменить климат, поехать туда, где море и много солнца. Выбрали Одессу. Там семья Руденко соседствовала с бывшей артисткой Анной Хигер. Она первая оценила голос девчонки, которая соловьем щебетала везде и всегда: на кухне, во время уборки комнат или стирки и даже за уроками. Потом Белла Андреевна вспоминала, что за два месяца под руководством этой женщины подготовилась, как говорят, с нуля до вступления в вуз. А это было непросто: кроме школьных предметов, нужно было «пропахать» историю и теорию музыки, сольфеджио. Ведь впервые Белла услышала оперу в Одессе, когда ей уже исполнилось пятнадцать. Семнадцатилетняя стыдливая девочка с длинными косами исполняла перед суровыми экзаменаторами арию Снегурочки из одноименной оперы Римского-Корсакова. После слов: «Без песен жизнь не в радость ей...» комиссия единодушно поздравила абитуриентку с завершением экзаменов. Так она стала студенткой Одесской консерватории имени Неждановой. Белле повезло: попала в класс педагога Ольги Благовидовой. К слову, когда преподавательницу спрашивали, что она нашла в этой худенькой девушке, та отвечала: «Чистоту. Чистоту удивительную». Ежедневно Белла с утра до вечера работала над голосом, училась владеть собой, естественно держаться на сцене, следить за мимикой, движениями. С тех пор она запомнила: если хотя бы день не порепетируешь, на неделю отступишь назад. Часто повторяла слова великого Карузо, что нужно уметь распознавать собственные ошибки и устранять их. Немногим предлагают стать солистом знаменитого театра на четвертом курсе. Белле Андреевне предложили. После того, как спела партию Розины в спектакле «Севильский цирюльник» Россини. А дипломной работой юной певицы была архитрудная партия Царицы ночи в моцартовской «Волшебной флейте». Дебютировала же она на одесской сцене в роли Джильды из «Риголетто» Верди. Но недолго радовала меломанов причерноморского города: только лишь получила консерваторский диплом, как попала на Всесоюзный вокальный конкурс в Москве, откуда поехала уже не в Одессу, а в Киев, в Академический театр оперы и балета УССР имени Тараса Шевченко. Впервые Белла Руденко появилась перед столичными зрителями тоже в образе Джильды, но несколько более взрослой, не такой наивной и доверчивой. Это уже была лукавая, порывистая и мужественная женщина. Белла Руденко этим подтвердила сказанное на выпускном вечере: «Тот, кто меня слушал вчера, сегодня должен услышать от меня что-то новое...» Вскоре Белла Руденко становится лауреатом Республиканского и Всесоюзного фестивалей советской молодежи. Одним из значительных этапов ее творческой эпопеи был успех на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Тогда Тито Скипа, возглавлявший жюри, зааплодировал певице, нарушая все запреты на аплодисменты, действовавшие во время конкурсного прослушивания. Впоследствии состоялись совместные концерты Беллы Руденко и Тито Скипы в Москве, Ленинграде и Риге. В том же году она стала лауреатом Международного конкурса вокалистов в Тулузе, а вскоре после этого состоялись ее первые гастроли на сцене Большого театра в составе труппы Киевской оперы. Тогда Белла Руденко выступала в операх «Война и мир» С. Прокофьева и «Милана» Г. Майбороды. А уже в следующем году певица отправляется в первые свои зарубежные гастроли — в Болгарию, Румынию и Польшу. Затем были Нью-Йорк, Лондон, Торонто… Ей довелось объехать весь мир, и везде ее сопровождали восторженные отзывы, рецензии. «Чикаго Сан-таймс» (США): «...Это изысканная и волшебная артистка...»; «Дейли Уоркер» (Англия): «Сногсшибательная техника, большая одаренность, исключительная сценическая привлекательность...»; «Нью-Йорк пост» (США): «Руденко — редкая колоратура. Голос певицы чист и мелодичен, словно флейта...» Как всегда образно изобразили впечатление от выступления артистки японцы: «Когда хотите услышать, как катятся жемчужины по бархату, послушайте пение Беллы Руденко». Но больше всего певицу взволновали слова старенького суфлера из румынского местечка Клуж: «Я сорок лет суфлирую в «Травиате», а сегодня впервые заплакал»... К слову, в этой опере она пела почти пятьсот раз. А первым ее артистическим титулом было звание «Заслуженная артистка Украины», полученное в 1959 году. В октябре 1960-го Белла Андреевна, уже известная оперная певица, побывала на Декаде украинского искусства в Москве. И стала народной артисткой Советского Союза. Долго она оставалась самой молодой среди тех, кто заслужил это высокое звание. В Москве хорошо знали нашу соотечественницу по гастролям на оперной сцене и концертным выступлениям. В 1973 году Беллу Андреевну пригласили в главный театр СССР — Большой. По этому поводу певица сказала: «Я очень любила Киев и театр. Но так сложились личные обстоятельства, что в конечном итоге приняла престижное предложение и оказалась в Москве». Пятнадцать лет сценической жизни. Оперные партии, концертные программы. Особенно полюбила камерную музыку, потому что она, по словам артистки, будто останавливает время, передает тончайшие нюансы чувств и переживаний. Звучали произведения Зарембы, Стеценко, Лысенко, Степового, Чайковского, Рахманинова, Шуберта, Листа, Гуно, Баха... Интересно, что московских меломанов именно она познакомила с вокальным циклом современного украинского композитора Леси Дичко. С особенным пиететом относилась к народной песне. Радовалась, что во время гастролей в Токио японские студенты заинтересовались нотами украинских произведений: «...Чудо в народной песне, которая даже в современных одеяниях остается народной, глубокой...» Ее любимыми были «Співаночки мої», «Чом, чом не прийшов», «Пливе щука». К слову, именно за концертную деятельность народной артистке присуждена Государственная премия СССР в отрасли литературы, искусства и архитектуры. В 1988 году Белла
Руденко завершила артистическую карьеру. В прощальном спектакле
исполняла роль Иоланты — одной из самых любимейших героинь. После
бенефиса певица призналась, что и сейчас чувствует себя свободной и
получает большое удовольствие от занятий со студентами. «Радуюсь каждому
новому молодому таланту», — сказала Белла Андреевна в одном из
интервью. А поводов для радости у нее хватает: все «дочки» известного
педагога в настоящее время исполняют ведущие партии в престижных театрах
Минска, Москвы, Киева. Работают и в дальнем зарубежье. И везде — с
незаурядным успехом. Ганна Омельяненко Источник: http://orpheusmusic.ru/publ/behla_rudenko_ukrainskij_solovej/124-1-0-515 | |
Категория: Оперные певцы | Добавил: aner7607 (07.09.2011) | |
Просмотров: 1762 |