Главная » Статьи » Композиторы » Даргомыжский А. С. |
Александр Даргомыжский
![]() В 1829 году С.Н. Даргомыжский получает потомственное дворянство, а в 1840 году выходит в отставку. ![]() [Марья Борисовна Даргомыжская, мать композитора. Акварель неизвестного художника] Время переезда в Петербург совпало с радостным событием - начал разговаривать всеобщий любимец Сашенька, который с рождения не разговаривал, что очень беспокоило его родителей. В Петербурге у Александра Сергеевича начались систематические занятия по гуманитарным наукам.. Музыке в семье Даргомыжских уделяли большое внимание: Эраст играл на скрипке, Людмила - на арфе. Отец будущего композитора мечтал о домашнем ансамбле. В 1819 году с Сашей начала заниматься по фортепиано Луиза Вольгенборн, которая практически ничему его не научила. В 1821 году - новый педагог по ф-но: Адриан Трофимович Данилевский. Он был известным музыкантом и педагогом. После нескольких занятий он уже поставил Саше руки. Александр Сергеевич делал большие успехи в занятиях. Одновременно он сочинял различные произведения. Но его новый учитель преследовал и даже уничтожал его сочинения. По воспоминаниям Даргомыжского, Данилевский считал неприличным для русского дворянина заниматься сочинительством и полагал, что ученик мог бы лучше употребить свое время на заучивание данного фортепианного урока. В скором времени появляется еще один педагог-скрипач, крепостной П.Г. Воронцов. Он наоборот поощряет его сочинительские опыты. В доме Даргомыжских атмосфера всегда была насыщена творческим духом. Дети знакомились с литературой, историей, поэзией, учили иностранные языки, сочиняли и переводили стихи. Постоянно ставились домашние спектакли. Мать Даргомыжского писала пьесы, одна из них - "Трубочист, или доброе дело не останется без награды" была опубликована в журнале "Благонамеренный". В их доме часто бывали петербургские литераторы, представители "Вольного общества любителей словесности, науки и художества". ![]() [Сергей Николаевич Даргомыжский, отец композитора. Акварель Вагенгейма, 1839 г.] Постепенно родители Александра убеждались, что сыну нужен учитель с более широким кругозором и концертной практикой. Выбор остановили на приезжем музыканте Вены Франце Шоберлехнере. Концертирующий пианист, к тому же недурно играющий на скрипке, сочиняющий музыку, с 1824 года неоднократно выступавший в Петербурге и оцененный русскими музыкальными критиками. C 1828 по 1831 г.г. Шоберлехнер занимался с Сашей, оттачивая его пианистическое мастерство, передал ему свою любовь к музыке Бетховена. Нередко они вместе участвовали в домашних концертах: Шоберлехнер - альт, Даргомыжский - 2-я скрипка. В 30-х годах в Петербурге Даргомыжский уже считался блестящим пианистом. "На 18-м и 19-м году - пишет Даргомыжский - написано было мною, конечно не без ошибок, множество блестящих сочинений для фортепиано и скрипки, два квартета, кантаты и множество романсов. Заметив, что сын увлечен сочинением вокальной музыки, родители пригласили учителя пения - Бенедикта Цейбиха. Этот берлинец обладал красивым голосом, был известен как актер и режиссер немецкой труппы музыкального театра столицы. Культурный, образованный, он участвовал в концертных исполнениях венских классиков, мог живо и интересно рассказывать об этой музыке своему воспитаннику. Благодаря ему, Даргомыжский познал основы вокального исполнительства и сам стал превосходным педагогом. Вследствии перенесенной в детстве кори, голос остался у него высокий. Шоберлехнер и Цейбих были последними педагогами Даргомыжского. Далее он шел по пути музыкального образования самостоятельно. В 1827 году началась работа Александра Даргомыжского в канцелярии. Он быстро продвигался по службе: в 1829 г. становится коллежским регистратором.. Закончил службу в 1843 г., выйдя в отставку титулярным советником. ![]() [А.С. Даргомыжский. Портрет неизвестного художника.] В 30-е годы дом Даргомыжских - обычно шумный, полный веселья, надолго затих. Семью подкосила гибель детей и близких: Эраста и Виктора, мужа Людмилы, через несколько лет самой Людмилы и ее ребенка. Из-за этих трагических событий Даргомыжские никого не принимают. Отчасти по этой причине Даргомыжский стал частым гостем в литературных и музыкальных салонах знакомых. Его привлекало блестящее общество, круговорот светских отношений, внимание прекрасного пола, весьма благосклонно относящегося к нему, свободные споры о литературе и музыке. Даргомыжского часто приглашали на вечера, где он охотно играл на фортепиано, участвовал в ансамблях, иногда пел романсы, аккомпанируя себе на рояле. С интересом наблюдая за столичной жизнью, Александр Сергеевич более сближается с кругом творческой интеллигенции Петербурга. Одним из любимых мест сбора литературной элиты был дом поэта И.И. Козлова - слепого, разбитого параличом человека, но живо интересующегося новостями художественной жизни. Множество интересных людей собирал у себя писатель и музыкальный критик В.Я. Одоевский. С радостью встречали Даргомыжского и у Карамзина. К тому времени относится и знакомство Даргомыжского с А.В. Тимофеевым - популярным поэтом, на стихи которого были созданы романсы: "Каюсь, дядя, черт попутал", "Свадьба", "Баба старая", "Не судите, люди добрые". В середине 30-х Даргомыжский знакомится с М.И. Глинкой, который в то время заканчивал "Жизнь за царя". Двух музыкантов сблизило одинаковое воспитание, любовь к искусству. Они подолгу и часто музицировали. Конец 30-х был переломным моментом в жизни Даргомыжского. Постепенно на второй план уходила его исполнительская практика. Теперь он чаще всего бывал на "средах" у Кукольников, на вечерах у Жуковского, особенно часто у Глинки. Возобновились вечера в родительском доме. Перед концертами Александр Сергеевич часто и подолгу занимался с певцами, затем аккомпанировал им. Постепенно педагогическая деятельность стала еще одной профессией Даргомыжского. В 1843 году возникло Общество инструментальной и вокальной музыки, куда руководителем оркестра был приглашен Даргомыжский. К 1844 году у Даргомыжского укрепилось желание (как в свое время у Глинки) съездить за границу, попытать счастья в Европе, познакомиться с современной зарубежной оперой. Путь его лежит в Берлин, Брюссель и в Париж. В Берлине состоялась встреча с Джакомо Мейербером. В 1845 году Даргомыжский возвращается в Петербург. После заграничной поездки композитор углубляется в изучение сборников народной поэзии, песен, этнографических исследований. Он обращается к трагедии Пушкина "Русалка", в 1855 году она была завершена. [А. Даргомыжский. Фото С. Ливицкого. Вторая половина 1850-х годов] В конце 50-х г.г. к Даргомыжскому "потянулись" композиторы будущей "Могучей кучки". Особенно сблизились они в последние годы жизни Александра Сергеевича, во время его работы над "Каменным гостем". Общество музыкантов охотно разделяла сестра Глинки - Людмила Ивановна Шестакова. В феврале 1857 г. скончался Глинка. Это стало невосполнимой утратой для всех. В 1860 г. Даргомыжского избирают почетным членом РМО (Русское музыкальное общество). Также Александр Сергеевич принимает активное участие в разработке Устава первого в России "ВУЗа" - Петербургской консерватории. В 1864 г. скончался Сергей Николаевич Даргомыжский, с которым Александр Сергеевич, не имея собственной семьи, прожил бок о бок всю свою жизнь. В ноябре 1864 г. Даргомыжский уезжает за границу: Варшава (где проходит встреча с Монюшко), Лейпциг, Брюссель, Париж - общение с прежними петербургскими знакомыми, а также уроки, помогающие ![]() заглушить тоску: "Учу француженок петь русские романсы:". В скором времени он возвращается на родину.
В 1867 г. отказывается от руководства РМО А.Г. Рубинштейн, который порекомендовал вместо себя Даргомыжского. Весной 1867 г. А.С. Даргомыжский принимает на себя руководство. Самое крупное завершенное симфоническое произведение этого периода - "Чухонская фантазия". ![]() | |
Категория: Даргомыжский А. С. | Добавил: aner7607 (14.02.2013) | |
Просмотров: 802 |